Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Little Elephant

Пишите буквы от руки!

Писать тексты руками, а не шлёпать пальцами по клавишам -- полезно во многих смыслах. Сегодня меня буквально атакуют мессиджи на эту тему. Дык! Я сам всё время об этом говорю студентам. Письмо активизирует и тренирует многие участки мозга. Не только когнитивные, но многие другие функции ЦНС развиваются. В преклонных годах этим также очень полезно заниматься.
                                                                                               
А сам-то ты по клавишам ведь стучишь? -- скажут добрые люди на это.
Стучу, чоуж.
Но на работе я отношусь к немногочисленной группе коллег, кто на занятиях со студентами много пишет (both on whiteboards and blackboards).
Мне просто это нравится. Есть в этом смысл, да.
Hozhai Cat

Америка открыла Америку... в области образования

Вот читаю:
“To help students remember key facts, concepts, and knowledge, we recommend that teachers arrange for students to be exposed to key course concepts on at least two occasions—separated by a period of several weeks to several months. Research has shown that delayed re-exposure to course material often markedly increases the amount of information that students remember.”
--From recommendation #1 in the U.S. Department of Education’s practice guide (Pashler et al., 2007)
                                                                                                     
А то!
Research has shown... Ага...
У нас каждый первоклассник знает, что повторенье -- мать учения. :)))) Латиняне говаривали: repetitio est mater studiorum.
                                                                       
Интересно другое.
1. Не только для запоминания, но и для закрепления практических навыков надо периодически возвращаться к тому, чему научился. Если человек не использует полученные знания/навыки, они не исчезают, но переходят, скажем так, в область подсознательного; уходят на второй план. Поэтому время от времени надо играть гаммы, если ты музыкант; повторять движения, если ты танцор; говорить на иностранном языке, чтобы сохранять навык в активной памяти и т.п.
2. Как часто надо заниматься повторами? Зависит ли это от вида знаний/навыков? Интересные вопросы...
3. Вот ещё важный вопрос: когда лучше всего повторять? Например, довольно известен совет: на ночь выучи -- утром повтори! Тоже поле для исследований и оптимизации.
Hozhai Cat

Среда обитания: влияние улицы

Вчера дискутировал со студентами о том, как человека меняет среда.
В этом году у нас в иностранной группе есть парень из Швейцарии. Он мне грит: буквально на собственном примере ощущаю, как среда меня меняет! Грит, первое время в Москве по европейскому обыкновению здоровался с водителями такси. Но они никогда в ответ ничего не говорили!
Бросил здороваться...
Во-о-о-о-о-о-от!
Little Elephant

Про Mind Maps

                                                                                   
Штука известная, конечно.
Я тоже упоминаю о таких штуках на своих занятиях. Но акценты расставляю чуток по-другому. Не хуже, не лучше. Просто немного иначе.
                                                                                           
1. Любое структурирование информации полезно. Можно использовать mind maps. Но и другие решения возможны. При всём этом, важно структурировать информацию самому, а не зацикливаться на чужих (известных, банальных) структурах.
2. Цвет, картинки, кривые линии — всё это работает на разнообразие. А разнообразие выводит мозги из спячки. Этот принцип подходит для mind maps, но и к много чему другому тоже. Монотонность усыпляет мозг. Любой преподаватель это знает.
3. Копировать, списывать, пользоваться шпаргалками и т.п. — вовсе неплохо. Но важно делать это не слепо, а творчески. Надо переосмыслять. Поэтому, в частности, чужие шпаргалки — плохие помощники (чаще всего).
4. Если уж копируешь, то копируй не информацию, и не результаты, а стиль и идеи. Дык! Это, опять же, многие учителя пропагандируют.
5. И, конечно, я согласен с Бьюзаном насчёт того, что писать рукой — для мозгов лучше, чем использовать клавиатуру. Использовать свой стиль — лучше, чем использовать возможности готовых программ для компа. Компы, планшеты и иже — это тоже норм! Но как один из инструментов. У компов — свои плюсы, и минусы. Это опять же — про важность разнообразия для наших мозгов.
Little Elephant

Анекдот жизненный по радио услышал

Богослов учит студента, что такое чудо.
— Вот, —  говорит, —  если человек упал с колокольни и остался жив и невредим, что это?
— Случайность, — отвечает студент.
— А если это случится два раза подряд?
— Это большая удача!
— А если и на третий раз так произойдёт?
— Это уже будет привычка…
*       *       *
Все то же самое часто наблюдается и в светском образовании. Даже при преподавании математики. Чоуж.
Это опять же стереотипы шалят... Супротив них трудно идти. Переучивать всегда гораздо сложнее, чем учить.
*       *       *
Та же ситуация возникает в диалогах между верующим и неверующим человеком. Неверующий ждёт доказательств бытия Божия. А верующий просто знает. Из личного опыта. И потому в доказательствах не нуждается.
*       *       *
Кто знает, что ты влюблен? Лишь ты один, чувствуешь это всей кожей. ©
Ага...
Точно так: если человек считает, что никакой любви нет, переубедить его никак не получится.
Только получив собственный опыт, он изменит своё мнение.
Логика тут к успеху не ведёт.
Hozhai Cat

Протестировал своих итальянских студентов на параскаведекатриафобию

Вообще-то итальянская традиция нормально относится к пятнице 13. На сей счёт Википедия нас информирует:
                                                                         
In Italian popular culture, Friday the 17th (and not the 13th) is considered a day of bad luck. The origin of this belief could be traced in the writing of number 17, in Roman numerals: XVII. By shuffling the digits of the number one can easily get the word VIXI ("I have lived", implying death in the present), an omen of bad luck. In fact, in Italy,13 is generally considered a lucky number. However, due to Americanization, young people consider Friday the 13th unlucky as well. (Выделение, есличо, моё.)
                                                                                               
А тут мне и повод выдался проверить всё это. Мои итальянцы уже планируют окончание семестра и спрашивают у меня, когда я учиню им экзамен. Давайте подумаем, грю я, в календарь посмотрим, то-сё. Судили да рядили и выбрали 13 декабря. Я спрашиваю у них: не боязно ли экзамен сдавать в пятницу 13-го? Не, грят они, норм!

 
Little Elephant

Вот она, парта Эрисмана

Давеча упомянул её. А сегодня руки дошли выложить фоту с моего мобильника. Качество -- уж какое есть.
Антуражная вещь.
Примерно за такой я сидел в начальных классах.
При всей её эргономике, есть у неё и явные недостатки. Например, не так-то просто подметать под ней пол. И мыть его тоже непросто. И писать может быть проблематично, когда тонкая тетрадь лежит на щели. И круглые предметы норовили по наклонной плоскости скатываться. Но как-то же мы приноравливались... И двигать её при необходимости непросто ввиду её громоздкости.
Но продержалась она в школьных интерьерах долго.

                                                                       
Windmill

Театры в Москве всё больше набирают популярность... Разные театры...

Сходили в Народный драматический театр, имеющий быть при Московском городском доме учителя: http://www.teatr-mgdu.ru/
С удовольствием.
Сейчас чистая драматургия редкость. В Малом театре можно её наблюдать. И в ряде других театров, не чурающихся классических форм. И в НДТ при МГДУ.
*  *  *
А в фойе там стоит школьная парта середины прошлого века. Мне в начальной школе ещё довелось за такой посидеть. За возможность наблюдать и ощущать сей диковинный нынче объект -- отдельное спасибо! Особое спасибо Екатерине Пейч, пригласившей нас на этот спектакль.
*  *  *
Вообще всегда интересно побывать внутри старых домиков Замоскворечья. В тамошних интерьерах есть свой шарм и своя теплота. Я стараюсь такие возможности не упускать.
Little Elephant

Как я студентов наказывал

Сегодня решил студентов за разгильдяйство наказать.
Ну как наказать? Решил на семинаре не сразу к дебатам-разговорам переходить, а для начала попросил их в письменном виде сформулировать краткие ответы на 7 базовых вопросов. Повздыхали они, но делать нечего. Сели мозгами и перьями скрипеть. Половину пары писали. А вторую половину пары я с ними обсуждал ими же написанное.
Они мне в конце грят: вы нас так почаще наказывайте! интересное занятие получилось! нам понравилось!
Мдя...
* * *
Как тут не вспомнить теорию наказаний. Наказания бывают разные: унизительные, нравоучительные, ... , а также и такие, за которые наказуемый даже благодарен наказующему.
Шут его знает: польстить они мне хотели, задобрить меня или действительно им понравилось...
Хочется, конечно, верить в последний вариант.
Windmill

День Учителя

                                                   
                    * * *
что проку искать повода
и надеяться на поводыря?
повезёт — отыщешь толкового.
но дойдёшь — и поймёшь, что зря.
                                               
не ищи мудрецов и наставников,
кто на мрак проливает свет.
блеск обманчив. мир полон обманщиков.
смысл мерцает: то есть он, то — нет.
                                           
не спеши. посиди. всё — решаемо!   
не решишь — так доверься судьбе!
и пошлёт она тех, кто нечаянно
Божью искру отыщет в тебе!