Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Little Elephant

Лекция №2 О мечтах

О мечтах
                                                                                   
В продолжение темы о победах и поражениях:
https://hozhai.livejournal.com/2028836.html
                                                                                           
1. Мечта -- это первый побудительный мотив к развитию. Если человек не мечтает -- то он ничего не хочет и ни к чему не стремится. "Если у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели..."
2. Но мечта мечте рознь. Мечта может быть не только побудительным мотивом, но и утешительным средством. Как любое болеутоляющее, мечта в этом случае двойственна: т.е. может быть и полезна, и вредна.
3. Мечта может привести к разочарованию. Это не беда. Просто надо быть готовым к этому. Движение к мечте может быть прекраснее, полезнее и значимее, чем сама цель. Не надо очаровываться (впадать в прелесть, ага), надо двигаться и быть готовым принять любой исход. "Но пораженья от победы ты сам не должен отличать". "If you see the wonder of a fairy tale, you can take the future even if you fail".

4. Мечтать не вредно необходимо. Главное не ограничиваться мечтами, не превращать их в наркотик. Всего и делов.
                                                                             
Банально, Хоботов? Ну да... Забавно и удивительно: обо всём этом практически и поётся в известной старой песенке:
                                                                                                                                           

Little Elephant

Учителям и ученикам, orbi et urbi

Правило №1.
Если в конце занятия потратить 3 минуты на краткий и быстрый повтор пройденного, в памяти останется на 50% больше.
Говорят, что это вполне научный факт. Но справедлив он, конечно, в статистическом смысле. Как и любые другие факты, относящиеся к обучению и преподаванию.
Похоже, это справедливо при приобретении, как знаний, так и навыков. То есть при обучении танцам, плаванию или игре на губной гармошке -- это правило так же работает.

Правило №2.
Если это возможно, повтори изученное перед сном. Во сне знания закрепляются. Опять же: это справедливо и для информации, и для навыков.
                                                                                             

Это не открытие Америки, есличо... Это просто заметки на полях...
* * *
И, кстати, это применимо не только к процессу обучения.
Например, есть люди, которым трудно читать толстые книги. Они просто забывают существенные детали к тому моменту, когда опять берут книгу в руки. Им тоже рекомендуется перед тем как отложить книгу, в 3-5 предложениях сформулировать для себя то, что они только что прочитали.
И медики иногда рекомендуют пожилым пациентам вечером вспоминать все события минувшего дня. Неплохая тренировка памяти и коры головного мозга...
                                                           
Little Elephant

Лекция о победах и поражениях

Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
Б. Пастернак
                                                                     
Кхе-кхе… Итак, внемлите! Сейчас я поведую Великое знание о победах. Банальное, конечно… Но многое великое, увы, банально.
                                                                           
Есть пять ступеней движения и достижения. Они таковы…
Первая — лежать, бояться, ленится, сомневаться… и ничего не делать. Это не буддистское у-вэй 無為 и не итальянское дольче фар ниенте. Речь о другом. Суть тут в необоснованном оправдании своей пассивности. Не шибко продуктивная позиция. Мдя. И тут, ессно, сразу возникает вопрос: а как отличить обоснованное оправдание от необоснованного? Обоснованное всё же ведёт нас вперёд, к другим ступеням. А необоснованное тянет в тупик, болото и застой. Примерно как-то так...
Вторая — всё-таки попробовать и потерпеть поражение (провал). Это уже лучше. Неуспех печален. Но он позволяет приобрести опыт.
Третья ступень — победа. Многие думают, что это и есть конечная цель. Но нет.
Четвёртая ступень — это когда ты победил, а после не разочаровался. Плоды победы всегда с тобой и согревают душу и сердце. Это не так просто… И самая сладкая победа такого рода -- это победа над самим собой.
И наконец — та-да-да-дам! Пятая ступень! Что же на ней? А вот то самое, о чём в эпиграфе сказано. Это когда и пораженье, и победа — ценны в равной мере. «Хвалу и клевету приемли равнодушно…» «If you can meet with Triumph and Disaster and treat those two impostors just the same…» И всё такое в том же роде…
Ну, за победу! А также за отсутствие разочарования в ней! И за очарование любого исхода!
Да пребудет с нами удача в нашем безнадёжном деле! 
Little Elephant

Весточка от студента

Получил сегодня мейл от одного из студентов, обучающихся по программе международного обмена. Пишет помимо прочего так:
                                                                                                         
I was not active during the quarantine and had trouble finding the material to work with. However, now I’m super inspired and productive and this feeling makes me really happy.
                                                                                 
Вот наши студенты так никогда не напишут. А тут повеяло западной такой стилистикой... американского кампуса... или чего-то в этом роде.
Жизнь потихоньку возвращается...
Winter Sun

В отпуск

Ходил на работу бумажки подписывать.
Подписал. В обмен был отпущен. В отпуск.

1. На одной из аудиторий висит бумажка: "13 марта начало занятий в 10:00". Мдя.
2. В международном департаменте мне доложили, что в этом году небывалое число иностранных студентов изъявило желание поучиться у нас по программе обмена. Из Европы и Америки. А оформлять их нет пока возможности: границы закрыты. Печаль. Но и гордость! Растёт моя популярность на планете! (Это шутка, есличо.)
3. Наши студенты тоже ни в какие заграницы не поехали в этом году. И практика у них тоже не состоялась. Тоже печаль.
4. Шокировал некоторых своим видом. Заявился в драных (буквально!) джинсах и с бородой. А чо? Нормальный такой кризисный прикид имидж...
Little Elephant

Моя личная ремарка про удивление

В продолжение предыдущего поста:
                                                                           
Я часто ворчу, что студенты ничему не удивляются. Скажешь им: солнце зелёное! Они запишут и пойдут домой. Но все мы в какой-то мере такие же. Удивляться может только тот, кто что-то знает и понимает.
Получается, одной из задач образования как раз и является научить человека удивляться.
Примеров обратного -- тьма! Фанатики, упёртые дурни, люди с промытыми мозгами, идиоты всех сортов -- это всё по большей мере те, кто мало знает и понимает что-либо. Этим хорошим и добрым людям подучиться бы чуток... поработать бы над собой маленько...
Опять же вспоминается известное: проблема этого мира в том, что умные люди полны сомнений, а дураки исполнены уверенности.
Little Elephant

Весьма правильное про злость, грусть, удивление, радость и страх

Весьма неплохой текст, кмк: Решил пойти к психологу, но "памятка" у входа в кабинет помогла ещё до сеанса

Мой краткий конспект (надо будет со студентами пообсуждать, если обсуждения вообще будут в ближайшем будущем возможны):
                                                                                   
Злость – проявляется, когда что-то не получается или получается не так, как ожидалось.
Злость показывает, что нужно изменить либо свой план действий, либо своё отношение. Либо сделать и то, и другое.
                                                                                                                                               
Грусть – возникает, когда есть потребность в сопереживании, поддержке, ощущении, что ты не один, что ты все делаешь правильно.
Грусть дает понять, что нужно работать над собой, своими отношениями или, возможно, искать новые отношения (но и они могут нас опечалить, если мы не поймём глубинных причин появления грусти).
                                                                                                   
Удивление – реакция на неожиданное. Но  это неожиданное должно как-то затрагивать нас, быть нам интересным, вызывать эмоцию.
Удивление сопутствует нам по мере накопления знаний и опыта. Глупцы и олухи ничему не удивляются! Для них мир устроен просто, ясно и понятно.
                                                                                 
Радость – это эмоциональное поощрение за хороший результат.
Чем больше усилий, времени и ресурсов затрачивается на достижение результата, тем большую радость мы испытываем. Сиюминутная радость очень быстро забывается. Тот, кто ни во что себя не вкладывает, большую радость никогда не испытывают.
                                                                                                   
Страх – проявляется перед неизведанным и непредсказуемым.
Чем больше мы знаем и понимаем, тем меньше у нас страхов. Страх показывает в чем ты слаб, над чем тебе нужно работать, чтобы стать сильнее как личность.
Little Elephant

Teaching in awkward positions

Прочитал сегодня заключительную лекцию семестра. По Zoom.
Надеюсь, что меня кто-то слушал... :)
А может и не слушал.
А может -- не меня.
                                                                     
Мне не сложно притвориться. Делов-то! Оттараторил своё на камеру -- и будя! Прокукарекал, а там хоть и не рассветай!
Можно, ясен пень, запустить обратную связь. Типа: кто хоть как-то или где -- напишите в чате что-то! Они напишут, ессно. Что-то. Но нужна ли такая обратная связь педагогу? Симулякр, как есть симулякр!
Сплошная видимость и кажимость!
Для отчётности -- норм! А по сути -- издевательство!
Некоторые педагоги приспособились и даже полюбили всё это. Да я и сам бы полюбил! Ведь на формализм отвечать просто -- своим формализмом!. Хотите проформу? Извольте и нате! Её есть у меня. Годы застоя научили нас адаптации и приспособленчеству. Но чота не хочется погружаться в вот это вот всё. Где радость процесса познания? Где удовольствие совместного приближения к Истине? Где? Нету их! Были, говорят, да все вышли. Старики и городские сумасшедшие ещё помнят. Пока... А куда деваться? За что боролись, на то и напоролись...
Удовлетворения (не глубогого, нет, а хоть какого-то) -- у меня всё это не вызывает. Печалюсь... Да, впрочем, пустое...
                                                                                         
Завтра завершающий французский экзамен у моих международников. Пишут письменно. И отправляют мне на проверку. А я уже со своими ремарками отсылаю это французам. Э-хе-хе... Останется ещё десять тысяч вёдер и золотой ключик подготовить пару документов -- и лето! Тревожное и непонятное. Но лето.
                                                                         
PS.
Говорят, что если ты научился петь, стоя на голове, то что и как ты поешь, становится уже не так важно...
Но для кого не так важно? Вот в чём вопрос!
Для меня и что, и особенно как -- не просто "так важно", а очень важно.
Hozhai

Селфи уставшего меня

А ведь сегодня аккурат три месяца как нас на дистанционку отправили...
Что-то утомила она меня нечеловечески... Как грится, знамо дело, притомился...
Вот студенты выручают. Звонят после защиты. Слова хорошие говорят.
                                                                                                             

Снимок с web-камеры.