hozhai (hozhai) wrote,
hozhai
hozhai

А я вот согласен с Толстым, а Сторр — явно погорячился…

Зашёл сегодня в Московский Дом Книги. Побродил среди полок. В отделе, посвящённом искусству, полистал разные книжечки. Помимо прочего там обнаружилась книжечка «Уайт, К. 101 полезная идея для художника и дизайнера». Открыл я её где-то на середине и прочитал, что искренность не является ценностью в искусстве. Это автор процитировал некого Роберта Сторра:
"Sincerity is a non-value in art." — Robert Storr, lecture at Pratt Institute
                       
Оба-на! Не является! И точка!
А я-то привык всегда считать наоборот: искренность — едва ли не наиважнейшее свойство в искусстве. В этом вопросе я почти согласен с Л.Н. Толстым. Я пишу «почти», потому что инструментарий и владение им — тоже безусловно важны. Но всё же искренность важнее. Изредка автору случается выехать на одной лишь искренности, а вот на одной лишь  технике — практически никогда. Такой уж у меня humble opinion. На одной технике получится вымученная ремесленная поделка. Не более.
                                                   
Лев Толстой
«Что такое искусство?»
(фрагмент)
                               
«Но мало того, что заразительность есть несомненный признак искусства, степень заразительности есть и единственное мерило достоинства искусства.
Чем сильнее заражение, тем лучше искусство, как искусство, не говоря о его содержании, то есть независимо от достоинства тех чувств, которые оно передает.
Искусство же становится более или менее заразительно вследствие трех условий: 1) вследствие большей или меньшей особенности того чувства, которое передается; 2) вследствие большей или меньшей ясности передачи этого чувства и 3) вследствие искренности художника, то есть большей или меньшей силы, с которой художник сам испытывает чувство, которое передает.
...
Я говорю о трех условиях заразительности и достоинства искусства, в сущности же условие есть только одно последнее, то, чтобы художник испытывал внутреннюю потребность выразить передаваемое им чувство. Условие это заключает в себя первое, потому что если художник искренен, то он выскажет чувство так, как он воспринял его. А так как каждый человек не похож на другого, то и чувство это будет особенно для всякого другого и тем особеннее, чем глубже зачерпнет художник, чем оно будет задушевнее, искреннее. Эта же искренность заставит художника и найти ясное выражение того чувства, которое он хочет передать.
Поэтому-то это третье условие — искренность — есть самое важное из трех».
                             
В общем, поставил я ту книжечку на полку и подумал: «В печь её!»
Хотя другие мысли в этой книжке более разумны. Уже дома я побродил по интернету и нашёл оригинал этой книжки на английском языке:
Kit White. 101 Things to Learn in Art School  : http://wtf.tw/ref/white.pdf
Может, ещё полистаю на досуге…
                                                                     

UPD.
В начале книжки приводится зарисовка с дюшановского «Фонтана». И это многое объясняет. Если автору важна слава Дюшана, то — да, искренность не главное. Ясное дело, этот писсуар знаменит, ценен, хрестоматиен и прочая, прочая, прочая. Артефакт-же! Чоуж! Но! Испытал ли кто-то высочайшее эстетическое наслаждение рядом с этим писсуаром? Достиг ли кто-то подлинного катарсиса? Или просто носом пошмыгал да про контекст потрындел… Вот в чём вопрос!

UPD2.
Кстати, если бы техника (техничность, ремесло) была бы важнее искренности, то мастерство исполнителя музыки (и дирижёра тоже) стало бы невостребованным. Никто не сыграет ноты точнее робота (компьютера). Он абсолютно точно сможет соблюсти все длительности, интервалы, размеры и пр. Как написано -- точно так и сыграет. Но что-то очень важное в таком исполнении пропадёт.  
Tags: fine art, imho
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments