hozhai (hozhai) wrote,
hozhai
hozhai

Category:

Ещё раз про пирамиды

Теоретики всего-на-свете любят многоуровневые модели. Некоторые из таких моделей становятся суперпопулярными и знаменитыми. К числу примеров можно смело отнести сетевую семиуровневую модель OSI, известную каждому компьютерщику. Другой пример — широко известная в узких кругах пятиуровневая пирамида потребностей Маслоу. И т.п.
                                                   

                               
Слава этих моделей не даёт мне покоя. Гы. Рискну предложить свою пирамиду — пирамиду творческого процесса. Допускаю, что и до меня кто-то уже предлагал нечто подобное. Но мне лень искать прототипы и ссылки. Поэтому сразу перейду к сути дела.
                             
Первый, самый нижний, уровень — инструментальный. Он связан с изучением определённых инструментов для творчества. На этом уровне можно обсудить форму гитарной деки, свойства маслянной пастели и параметры фотообъективов. Казалось бы — а при чём тут творчество? А при том — что без знания свойств инструментов и материалов можно сделать массу глупейших ошибок. Это фундамент.
                       
Второй уровень — уровень владения инструментами, уровень умения пользоваться различными техниками, уровень знания технологий. Для пианиста, например, освоение этого уровня означает: умение попадать пальцами на нужные клавиши, умение выдерживать длительности нот и темп, понимание основ гармонии и т.п. Для художника второй уровень можно обозначить нетленной фразой Ильи Репина: «А вы можете нарисовать лошадь?»
                           
На третьем уровне творческий человек получает возможность реализовывать свой замысел (впрочем, не всегда явно осознаваемый). С этого уровня начинается умение работать на заказ, то есть самостоятельно (без того, чтобы тебе ставили задачу наставники). Тут уже важен и виден творческий профессионализм и умение выдавать результат. Как и на первых двух уровнях, тут ещё возможно обучение. Ученики на этом уровне знакомятся с теорией музыки, с основами композиции, со стилями предшественников, с историческими этапами развития искусства и т. п. Тут можно поговорить, скажем, об особенностях ар-деко, об особенностях художественного метода экспрессионистов и т. п. Этим уровнем, пожалуй, и заканчивается профессиональное обучение творческим профессиям. Но не заканчивается творческий рост. Дальше учиться можно и нужно. Но не в стенах учебного заведения.
                             
На четвёртом уровне творческий человек начинает импровизировать. Ему уже трудно оставаться в рамках канонов. Тут в результате творчества уже начинает чувствоваться индивидуальность, личность художника. Она, конечно, уже давала о себе знать и на нижних уровнях. Но там это был фактор предпочтений, а на этом уровне — это фактор творческого результата, помноженного на мастерство. Тут уже можно сказать, например: да, это играет Рихтер. Вроде и ноты — одни и те же, а авторский стиль нельзя не заметить.
                             
И, наконец, пятый уровень удачно обозначил Сальвадор Дали, написавший: «А теперь я раскрою вам последний, самый главный магический секрет. Состоит он вот в чем: после того как вы научились правильно рисовать карандашом и правильно писать красками, мастерски овладели техникой акварели, собственными глазами убедились, что некоторые из окружающих вас растений и животных тяготеют друг к другу, а другие испытывают антипатию, после того как вы овладели «сном с ключом в руке», проникли в скрытые достоинства и тайны красок и поняли, как они взаимодействуют друг с другом, и узнали многое, многое другое, я должен вам сказать — от всего этого не будет никакого толка! Ибо последний и главный магический секрет этой книги состоит в том, что, когда вы садитесь перед мольбертом и начинаете писать картину, совершенно необходимо, чтобы рукой вашей водил ангел».                     
                           
* * *
Да, и не подумайте, что процесс обучения идёт непременно последовательно снизу вверх. Обучение — другой вопрос.
Tags: article, fine art, idea
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments