Наброски на скорую руку (чтоб не забыть)
В сети часто цитируют отрывок из «Подростка» Достоевского. Там персонаж Версилов говорит:
«Заметь, фотографические снимки чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было ее вовсе в лице. Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк — нежным».
Забавно, что мало кто обращает внимание на несуразность этих слов.
Ведь если человек «чрезвычайно редко бывает похож на себя», то как же удаётся нам безошибочно узнавать друг друга? И почему мы с удивлением не твердим друг другу неустанно: надо же как странно вы выглядите сегодня?!
Очевидно дело в другом. Мозг человека воспринимает образ обощённо и усредненённо за некий интервал времени. И каждое новое мгновение вносит поправку в восприятие. Также поступает и художник. Он не угадывает. И не фиксирует момент. Он обобщает, создавая некий интегральный образ. Фотокамера же вырезает единственный краткий миг. Поэтому немудрено, что часто на фотографиях люди получаются непохожими сами на себя.
Отсюда же и проистекает и понятие «фотогеничность». В. Микулин в своё время написал: «Фотогеничностью называли наличие внешних данных, благоприятных для воспроизведения на фотоснимке; сейчас, с развитием съемочной техники, это представление утратило свое значение. Любой человек может хорошо (то есть похоже) выйти на снимке при внимательном отношении фотографа к своей работе и при надлежащей его квалификации».
Не совсем верно! Дела обстоят немного по-другому.
Фотогеничный человек — это такой человек, который в каждое мгновение очень похож на свой обощённый образ. Нефотогеничный же в каждый момент времени характерезуется довольно сильными отклонениями от своего целостного образа. Отсюда и сложность при съёмке людей нефотогеничных. Именно фотограф, а не художник должен «угадать» момент похожести. Именно поэтому часто не рекомендуют снимать портреты на очень коротких выдержках. При съёмке людей разумно выбирать наиболее длительное время экспозиции, при котором ещё не происходит смаза изображения.