hozhai (hozhai) wrote,
hozhai
hozhai

Categories:

Не дают покоя лавры Н. Воронцовой :)))

Колобок. Не тварь дрожащая, но скотина катящаяся 
Очерк-концепт
 
 
Обращение к дуракам
 
Да, да, это я вам. И вам тоже. И вот вам персонально. Скажу сразу: промытые мозги – это, конечно, гигиенично. Но непрактично. Сейчас я вам их загружу по самое не хочу. А будете сопротивляться – вам же хуже! Так что, лучше расслабьтесь и внимайте.  
 
Великий миф о Колобке 
 
Меня всегда удручали и удивляли люди, с беспечностью наивных кретинов читающие своим детям сказку про Колобка.

        Это до какой же степени пассивной тупости надо дойти, чтобы не разглядеть в этом тексте прямые и скрытые угрозы неокрепшей детской психике! И до какой же степени можно позволить манипулировать своим сознанием, чтобы считать эту так называемую сказку произведением полезным и позитивным!

        Не менее удивительно и другое. С лучезарным умилением на это повествование смотрел Ушинский Константин Дмитриевич, основоположник научной педагогики в России. Известный собиратель и издатель сказок Александр Николаевич Афанасьев тоже, ничтоже сумняшеся, включил это повествование в свои сборники. Примкнул к этой когорте выдающихся, но ленящихся поразмышлять, людей и Алексей Толстой. Вот уж воистину: сон разума!

        Однако, к делу. Сейчас матрица будет перезагружена.

        Родители Колобка: обманутая наивность

        Сказка начинается с того, что старик просит у старухи: «Испеки-ка мне, старая, колобок». Далее неизвестный автор погружает нас в истинную атмосферу крестьянской нужды и в подлинные житейские обстоятельства старика и старухи. Жизнь их – чудовищна! Есть нечего! Детей нет! Безрадостная горькая старость!

        Старая больная женщина идёт мести амбар и скрести сусеки. И чудо происходит: ей с трудом, но удаётся наскрести потребное количество муки! Взяв с полки последние сметану и масло, старуха готовит Колобка!

        Вы можете возразить: в сказке нигде не говорится о том, что сметана и масло были последними съестными припасами в доме! Ага! Как же! Если б дом был полная чаша, и от сметаны и других молочных продуктов ломились полки – стояли бы амбары пустыми? Ответьте, как на духу: да или нет?! Конечно же, нет!

        И что же? Проявляет ли новоиспечённый Колобок почтение к отцу-матери? Нет! Ему, как и многим молодым дурням всё по барабану! Наплевав на родителей и выкинув из головы все моральные обязательства, Колобок оставляет стариков помирать, а сам отправляется в свет.

        Чему же может научить такой персонаж детей? Положителен ли он? Стоит ли с умилением рассказывать всю эту кошмарную историю ни в чём неповинным деткам? Вот то-то и оно!

        Спасая жизнь или топча устои?

        Вы можете возразить: Колобок убежал, просто спасая свою жизнь. Если бы не сбежал, его бы взяли – да и съели. Но откуда такая уверенность?

        В тексте сказки нигде не говориться о том, что старик хотел съесть Колобка. И в самом-то деле: ну, съел бы он его – и что? Стала ли его жизнь лучше? Наполнились ли его амбары? Стала ли бы радостней старость?

        Старики пекут Колобка не потому что голодны. Мучил бы их голод – они бы просто взяли и сметаны поели. Той самой, что пошла на выпечку. Ан нет! Они готовы потратить много времени (ведь тесто замесить да хлеб испечь – дело не скорое), но им нужен именно Колобок.

        Зачем? Ответ прост и очевиден: чтобы иметь опору в старости! Им нужен суррогатный сынишка, которого им не даровала судьба. Если угодно, Колобок – это русский Пиноккио-Буратино! Ведь это же очевидно!

        Обидно, что многие серьёзные исследователи так и не поняли этой простой истины. Вот, например, Н. И. Толстой в 1995 г. в журнале «Живая старина» написал: «Сюжет её [этой сказки] несложен, можно сказать, классически прост. «Жил-был старик со старухой», и захотелось старику сдобной пресной лепешки». Или вот Т. В. Цивъян, автор статьи
«Роковой путь Колобка», смотрит на тему с фольклорно-лингвистической точки зрения, оставляя очевидную суть за рамками анализа. 

        Доколе мы все будем смотреть на этот текст столь примитивно? Доколе будем пренебрегать чудодейственной силой разума, дарованной нам природой? Пробуждайтесь, друзья мои, пробуждайтесь! Истина ждёт вас!

        Итак, вывод: Колобку вовсе не надо было спасать свою жизнь. Наоборот, ему следовало спасать жизни старика и старухи. А он сбежал. Ну что тут скажешь? Нравственный урод – да и только!

        Что в имени тебе моём?

        Ничто не случайно! О сущности Колобка можно много узнать и из его имени.

       Словечко «кол» является очевидной аллюзией, отсылающей читателя к многочисленных примерам выяснения отношений между деревенскими подростками-недоумками в драке с кольями наперевес.

        Слышится в имени главного персонажа и словечко «лобок», недвусмысленно указывающее на сексуальную распущенность и необузданность.

        Что можно ожидать от персонажа с таким именем? Стоит ли читать сказку о нём детям?

        Странствия Колобка

        Итак, Колобок отправляется в путь. Все звери, встретившиеся ему на пути, хотят его съесть. И не мудрено. Они просто считают своим долгом очистить землю-матушку от такого придурка. В определённом смысле, неизвестный автор сказки говорит нам: природа обладает гигантским запасом энергии самоочищения. И через типичных представителей русской фауны она хочет реализовать свой самовосстановительный потенциал.

        Что же Колобок? Он поёт всем свою дурацкую песенку, лишний раз демонстрирующую всю его недалёкость и самовлюблённость. Вначале он без удержу хвастается: я, мол, на сметане мешён, а вы все, – типа, дерьмо собачье! А потом без паузы бахвалится: я неуловим и крут не по-детски! Даже видавшие виды звери застывают в немом изумлении, услышав такую иррациональную хренотень. А Колобку того и надо. Пропел – да и был таков!

        Финал не горестен, а светел

        И вот наступает развязка. Колобок встречает Лису. Сама их встреча закономерна: всякий лох неизбежно встречает своего кидалу.

        Наш герой пытается пропеть свой традиционный бред и ей. Но фокус не срабатывает. Умную Лису не случайно считают санитаром леса. Она мгновенно ставит Колобку точный диагноз и в мыслях прописывает ему свой рецепт. Курс лечения дураков краток, но эффективен. После нехитрой уловки – дело сделано. Ам! – и съела дурня!

        Наконец-то лес может вздохнуть свободно! Хорошо и старикам в их избушке. Ведь лучше уж никакого сына не иметь, чем с таким придурком горе мыкать!

        Радуйся читатель: добро вновь победило зло! Слава Лисе-освободительнице!

        Мораль сей сказки

        Бесполезна ли эта сказка? Ясно, что нет. Все повествование проникнуто нехитрой народной мудростью: сколько веревочке не виться, а конец все равно будет.

        Но ясно и другое: сказка эта вовсе не детская! Как показывает приведённый выше анализ, этот текст надо читать не в младенчестве, а, скажем, в старших классах школы. Тогда уж не будет неокрепшее детское сознание засоряться ложью, пустыми иллюзиями и абсурдом.

        Dixi et salvavi animam meam. Теперь ваше сознание раскрыто. С выздоровлением!

Subscribe

  • Ещё раз про "Землю кочевников"

    Ручеёк откликов уже потихоньку переходит в поток. Люди тайные смыслу ищут. Завесы приоткрывают. И неустанно напоминают, что road-movie (road story)…

  • С кем приятно не соглашаться

    С умным человеком приятно не соглашаться. Александр Архангельский (Источник: https://youtu.be/xJTr5tdKgLs ) Солидарен. Мне тоже приятно…

  • Зарубки и бенчмарки

    Вот уж минул карантинный год. А сегодня через весеннее равноденствие прошли. Астровесна пришла. Меньше месяца осталось до финала Зимнего полугодия.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments