hozhai (hozhai) wrote,
hozhai
hozhai

Страсти по Булгакову

За окном: минус двадцать семь. Надо было бы съездить в подмосковную Сходню. Но как-то не сложилось.


Подобъю-ка тогда игоги своих булгаковских чтений.
 
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь?
Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь.
Я на то родился и на то пришел в мир,
чтобы свидетельствовать о истине;
всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.  
 
Пилат сказал Ему: что есть истина?
 
Евангелие от Иоанна, 18:37-38 
 
_______________________________________________________
 
Читаю отклики на фильм про Мастера. Печально, что многие готовы навесить на произведение свой ярлык… Впрочем, удивляться не стоит… Это в природе человека…
 
I.
Вот и юзер Владимир Березин пишет в своём дневнике:
 
Текст-то действительно прозрачный. Христианство прет-а-порте. … Мандельштам – да, не очень советский писатель. А Булгаков – вполне. При этом огромное количество либеральной интеллигенции воспринимает «несоветскость» как медаль.
 
И далее:
...надо было обсуждать множество смыслов, что порождает M&M. Это как раз тот случай, когда аллюзии выше текста. Я так думаю.
 
Не-а! Текст вовсе не прозрачный. Тем и хорош!
 
И какая вообще разница, советский или несоветсткий писатель Булгаков?! И зачем вешать на роман ярлык христианства прет-а-порте? Этот ярлык смотрится не менее странно, чем упомянутые «медали» Булгакову от либеральной интеллигенции.
 
Да и аллюзии тут не при чём. Чего их обсуждать-то? Любители разгадывать аллюзии  и искать во всём подтекст смотрят на тексты как на ребусы, а не как на художественные произведения… Но это дело вторичное… И к чему мешать аллюзии и смыслы?
 
Вопрос вовсе не в том, что хотел и сумел сказать автор, а в том, сколько мыслей и чувств он (автор) сумел вызвать в чужих головах.
 
Вот эта самая множественность откликов и находится всегда выше текста. Чем гениальней текст – тем в большем числе случаев он может лечь в основу чужих мыслей и размышлений.
 
«Мастер и Маргарита» – как раз такой текст.
 
II.
 
Борис Агеев пишет в своём эссе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова как роман-инициация:
 
… роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», включая читателя в круг представления, будто «черт все устроит», является романом-инициацией и читающего мира. Это нас, слабых и безверных, роман убеждает в том, что зло не только непобедимо, но и необходимо. Таким образом он и нас заключает «цепью молчания»...
 
И далее:
 
И еще вот о чем не устанем вспоминать: Христос стучится в сердце, дьявол – в голову. В романе Михаила Булгакова человек изображен с холодной, «головной» стороны и не вызывает нашего сочувствия: никто, кроме, может быть, Ивана Бездомного.
 
Бог поругаем не бывает, но молчанием предается Бог.
 
Тут спорить не о чем. Не потому, что я со всем согласен. А потому, что мнение вполне целостное и сформированное. Я готов принять его как оно есть.
 
III.
 
А вот диакон Кураев пишет:
 
В общем, мне хотелось бы оправдать свое право, право христианина с любовью относиться к этой книге.
 
Не берусь судить, удалось ли диакону Кураеву достичь поставленной цели. Но всё изложенное им весьма небезынтересно. В частности он напоминает, что:
 
На философском языке сюжет «Мастера и Маргариты» изложил Н. А. Бердяев. По его мысли именно из неизмеримого могущества зла в мире следует бытие Бога. Ведь если зла так много, и тем не менее встречаются редкие островки света – значит, есть что-то, не позволяющее тайфуну зла переломить тростники добра. Есть какая-то более могущественная сила, которая не позволяет океанскому прибою размыть прибрежные пески. У сил добра, столь редких в мире сем, есть тайны стратегический резерв - в мире Ином. Небесконечность могущества зла есть доказательство бытия Бога…
 
IV.
 
Для памяти запишу и собственное представление о романе на данный момент.
 
Для меня привлекательность этого произведения состоит в двух взаимосвязанных элементах:
- во-первых, в его неоднозначности, то есть в его способности вызывать широкий спектр чувств и мыслей;
- во-вторых, в его художественности.
 
Что до так называемой «основной идеи», то ныне мне представляется, что Булгаков попытался отойти от исключительно христианского представления о силах добра и света и сделал несколько шагов (вольных или невольных) по направлению к даосской концепции «инь – ян» (сам он кончно на эту концепцию не ссылается). Иными словами он попытался продемонстрировать, что свет и тьма существуют в некоем неразрывном диалектическом единстве. И эпиграф к первой части романа, на мой взгляд, является тому подтверждением:
 
…так кто ж ты наконец?
– Я – часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо…
 
Гёте. Фауст.
 
 
V.
 
Что до фильма, то тут вопрос в другом: удалось ли режиссёру создать нечто подобное оригиналу в отношении множественности прочтений или нет? И следующий вопрос:  если – да, то насколько удалось создать художественное произведение, опирающееся на новые возможности и инструменты, присущие другому виду искусства (кино)? Попытка просто пересказать (отобразить) текст чаще всего выглядит не слишком удачно и убедительно. Любая экранизация должна сама по себе быть сильным авторским произведением.
 
Вместе с тем не стоит, на мой взгляд, стараться передать дух и смысл романа, ибо кто же может заявить, что постиг эти самые дух и смысл.
 
Фильм близок к тексту, но я не готов судить, хорошо ли это.
 
В сети многие ругают подбор актёров. По мне, так не на свои роли попали Лавров и Басилашвилли. Хотя это дело вкуса… Не в этом главная печаль. Основная беда – Бегемот. Лучше бы по миру пошли денег собирать на нормального кота. Хотя, по большому счёту, и с этим котом зритель со временем примирится. Куда ж деваться-то?

Tags: films, imho, quotes
Subscribe

  • Чувство ритма

    Интересный тест (можно мышкой кликать, можно по смартфону тапать): https://www.concerthotels.com/got-rhythm Мой результат довольно скромный:

  • Пеку и тестирую

    Испёк чуток булочек с корицей на тесте, которое называют Хрущёвским. Могу смело рекомендовать такую версию cinnabon. Вкусная штука! Вообще, я…

  • Сегодня выгуливал смартфон в Лавре

    С одной стороны, небо сегодня скучное, серое. Но с другой стороны, туманная дымка — славная. Утром колокольня и кресты на большом Соборе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments