Не будучи экспертом ни по квадратности, ни по черноте, я смиренно воздержусь от анализа этого нетленного артефакта и обращу внимание почтеннейшей публики на предмет несколько иного свойства, а именно: на тех, кто смело отринув сомнения, не опасается со всей прямотой о «Чёрном квадрате» высказываться.
Таковых мыслителей разделил бы я на три большие группы:
I.
К первой (и, полагаю, самой многочисленной) группе целесообразно отнести эмпириков, далёких от книжного знания. Потрясённые явным несоответствием между простотой формы и общественным резонансом артефакта, они спешат поделиться с окружающими своими чувствами и, не побоюсь этого слова, крупицами эстетического экзистенциального опыта.
Это славные ребята. Если бы не одно «но», явно наблюдаемое в большинстве случаев. Часто они излишне категоричны и склонны считать собственные ощущения Истиной.
II.
Во вторую группу я бы включил людей, стяжавших учёность. При описании «Чёрного квадрата» как артефакта они неизменно опираются на контекст, что говорит о глубине понимания и разумности трактовок. Эти добродетельные люди бывают двух типов: те, кто опирается на объективный контекст, и те, кто предпочитает этот контекст воссоздать или достроить на нетвердом фундаменте скудных фактов.
Как бы то ни было, и те, и другие — славные ребята. Если бы не одно «но», явно наблюдаемое в большинстве случаев. Часто они излишне категоричны и склонны считать субъективные теоретические построения Истиной.
III.
И, наконец, к третьей (самой малочисленной) группе целесообразно, на мой взгляд, отнести тех, кому, прежде всего, интересен сам автор и его точка зрения. Думаю, к этой категории надо отнести и самого Казимира Малевича, ибо оснований считать, что он был неинтересен сам себе, у меня нет. Представители этой группы припадают к манифестам и статьям самого Малевича, благо текстов он написал изрядно. Их противники часто возражают:
— А с чего вы взяли, что Малевич в своих текстах искренен?
— А мы и не анализируем Малевича, — отвечают они. — Мы анализируем его искусство, но через призму авторских концепций.
Нет сомнений, что и эти исследователи также славны и исполнены многих достоинств. Если бы не одно «но», явно наблюдаемое в большинстве случаев. Часто они излишне категоричны и склонны считать своё понимание текстов Малевича единственно верным.
* * *
Что же из этого следует?
К какой бы категории вы не отнесли себя — вам, скорей всего, доподлинно известны смысл и достоинства «Чёрного квадрата». С чем я всех нас, истинных знатоков Истины, и спешу поздравить. Ура! Ваше здоровье!