Удивительный, должно быть, был человек Эдуар(д) Мане. Вообще, людям, живущим (жившим) на переломе, часто свойственна особая противоречивость. Не талант, не способности, не целеустремлённость, не что-либо другое (что существует всегда), а именно противоречивость. Смотрю на картины – в голове возникает один образ. Читаю энциклопедическую развёрнутую статью – представление весьма сильно меняется. Заглядываю в старый журнал – передо мной ещё один Мане. «Где истина?» – вопрос праздный и большого смысла не имеет.
Именно в эпоху Мане искусство делает решительный поворот от точной имитации реальности, к самовыражению художника.
В каталоге к своей персональной выставке 1867 года Мане пишет так:
«Художник не говорит теперь: приходите любоваться моими безукоризненными картинами. Он говорит: приходите смотреть мои искренние создания! Эта искренность придаёт им характер протеста, тогда как сам художник лишь стремиться правдиво передать свои впечатления».
Нынче, правда, о протесте уж не может быть и речи. Искренность, о которой говорил Мане, теперь ассоциируется с невежеством, неумением, неспособностью, несовершенством… Да и раньше тоже… «Вы можете нарисовать лошадь?»