Продолжу разговор о сложности выбора. Давеча я упоминал книжку The Paradox of Choice by Barry Schwartz, в которой говорится о том, что более широкие возможности для выбора часто мешают человеку сделать правильный выбор. Этот факт, кстати, часто берут на вооружение политтехнологи. Вместо того, чтобы бороться против какой-то идеи или точки зрения, они предпочитают заболтать проблему, утопить её среди большого количества разных вариантов. Схожая ситуация наблюдается в некоторых науках. Магистрам, PhD и иже нужно демонстрировать свою квалификацию и они постоянно изобретают новые теории даже без большой на то необходимости. В результате становится очень трудно найти действительно эффективный подход в ворохе пустых, искусственных и нежизненных решений.
Тут работает чистая теория вероятностей. Чем больше возможностей — тем меньше вероятность правильного выбора. В такой ситуации человек либо вообще ничего не выбирает, либо выбирает то, что наиболее близко к его сложившимся стереотипам. В любом случае, ни о каких рациональности и разумности речи уже не идёт.
Барри предлагает, как вариант решения, следующее: опору на положительные эмоции. Это — да! Это разумно. Но опять же — легко ли?
Я-то пою всю эту песню в контексте образования, т.е. с позиции училки (yes, the 1st of September is coming…). Чем приятнее процесс и чем ранее эту приятность осознают обучающиеся — тем учителю проще. В идеале ещё до начала обучения положительные эмоции уже должны начать формироваться. И в процессе обучения необходимо их постоянно поддерживать, не дать им раствориться. Но как этого добиться, Холмс, как???
В маркетинге ситуация попроще. Там иногда (но не всегда) требуются относительно краткосрочные решения. А вот образование — это часто долгосрочный процесс.
Вот статейка The Psychology of Choice: What Addiction and Consumer Decision Have in Common by Matthew Halpern, в которой автор обращает внимание ещё на один аспект: переобучить человека, заставить его мыслить по-новому — это всё равно что сломать дурную привычку, побороть аддикцию. Со всеми вытекающими.