Послушал лекцию Михаила Делягина «Трансформация личности и перспективы Евросоюза».
Интересная, годная лекция.
Интересная, годная лекция.
Для памяти запишу-ка несколько своих ремарок. (Я не цитирую Михаила, а излагаю своими словами. Поэтому, конечно, могу быть не точен. Я не претендую на объективность.)
1. Человек — это инструмент изменения реальности. В настоящее время, человек превращается из такого инструмента в механизм, меняющий, перепрограммирующий сам себя.
Полагаю, это всегда было. Человек никогда не был просто инструментом.
2. Наука превращается в ритуал. Образование разворачивается от реализации задач обучения в сторону задач поддержания стабильности. То есть, образование тоже становится в определённой степени ритуалом.
Многочисленные примеры превращения науки, искусства, здравоохранения, политики и, вообще, чего угодно в ритуал многократно наблюдались в истории. Да, человеку свойственно доводить всё до абсурда ритуала. К этому его подталкивает эволюционный механизм создания и поддержания стереотипов.
3. Сознание человека компьютерной эпохи более пластично. Всё меньше наблюдается стремление к Истине. Допускается существование абсолютно противоположных, взаимоисключающих точек зрения.
И да, и нет. Стереотипов в голове нынешнего человека — целый вагон. Но и в головах прежних людей их было не меньше. Что с человеком не делай, он упорно создаёт стереотипы в своей голове. Это не плохо и не хорошо. Это просто мощный эволюционный механизм, существующий в Природе.
В нынешнем мире взаимное сосуществование противоположных точек зрения просто порождает стереотипы нового типа. Но всё равно, стереотипы остаются стереотипами. Нынешние стереотипы допускают сосуществование не любых противоположностей, а только тех, которые коллективный разум осознал как допустимые. Идеи вне рамок допустимости по-прежнему отторгаются сознанием. Новые стереотипы преодолевать не менее сложно. Но можно. Если очень хочется. ;)
4. В т.н. «коконе комфорта», к которому нынешний человек стремится и которого в той или иной мере достигает, есть две проблемы. Во-первых, исчезает мотивация для развития. Во-вторых, неадекватно воспринимается реальность.
На мой взгляд, это опять же вечная проблема. Ничего нового тут нет. Это древняя концепция диалектического развития. Жизненные циклы (хоть по Батлеру, хоть в любой другой трактовке) устроены именно так. S-кривую Батлера можно описать, например, в таких терминах:
а. Вначале возникает сильный дискомфорт между тем, что есть, и тем, чего хочется. В частности, такой дискомфорт может быть связан с проблемами внешней среды. Этот дискомфорт является причиной появления сильной мотивации к развитию и движению. В старой-доброй диалектике этот дискомфорт описывают в терминах нарастания противоречий.
b. Начинается движуха, в результате которой система приходит в новое, более менее комфортное (приемлемое) состояние. Иногда эта приемлемость является иллюзорной, иногда — вполне объективной.
c. В новом относительно комфортном состоянии рано или поздно возрастают факторы уязвимости за счёт размыкания петель обратной связи. Но внутренние и внешние факторы продолжают изменяться. В какой-то момент (на верхнем загибе кривой Батлера) возникает кризис, и система либо прекращает существование, либо входит в новый виток (в новую S-кривую).