Натолкнулся на книгу The Simple Secret to Better Painting (© 2003) by Greg Albert.
В ней автор говорит об одном единственном правиле, но даёт многочисленные его интерпретации. Правило простое:
Never make any two intervals the same.
Любые два интервала не должны быть идентичными.
Под интервалами подразумеваются не только расстояния, но и отличия в цвете, тоне, размере, контрасте и пр. По сути, правило утверждает, что в основе эстетической привлекательности всегда лежат девиации и флуктуации. Любая строгая, монотонная и фиксированная упорядоченность (даже если она соответствует формальным правилам) делает работу довольно скучной. (Это, конечно, упрощённая формулировка, но сформулировать лучше с лёту не получается.) Ключевое слово тут — монотонность.
Очень верно.
И более того: данное правило справедливо не только для визуальных искусств (изо, фото и т.п.), но и для других. В музыке, например, соблюдение этого правила важно как для композитора, так и для исполнителя. В кулинарии, в ораторском мастерстве, в спортивных тренировках, в диетах, в драматургии и пр. и пр. — всё то же самое. При создании чего-либо нужно как-то ухитриться совместить формальные правила и импровизацию. Давеча, кстати, Медушевский похожее говорил. Как-то примерно так: сама по себе мелодия -- это человеческое. А то, что вокруг неё (украшения, девиации, особенности индивидуального исполнения, интерпретация и т.п.) -- это от Бога.
Насколько я могу судить, у нас переведены книги этого автора по технике рисования. А вот эта книжка про простой секрет — не переведена. А жаль.
* * *
Иногда арт-работа смотрится привлекательней, чем фотография именно потому, что на фото меньше девиации цвета и тоновых градаций. А художники часто показывают фактуру и градации преувеличенно; сильнее, чем они наблюдаются в реальности. Это, конечно, не единственная причина, по которой даже скучноватая композиция оживает у живописцев и графиков. Но это важный момент. Фотографу в таких случаях приходится от сюжета отказываться. Или прибегать к пост-обработке для создания псевдо-интервалов.
* * *
Иногда арт-работа смотрится привлекательней, чем фотография именно потому, что на фото меньше девиации цвета и тоновых градаций. А художники часто показывают фактуру и градации преувеличенно; сильнее, чем они наблюдаются в реальности. Это, конечно, не единственная причина, по которой даже скучноватая композиция оживает у живописцев и графиков. Но это важный момент. Фотографу в таких случаях приходится от сюжета отказываться. Или прибегать к пост-обработке для создания псевдо-интервалов.